Размер шрифта
Интервал
Изображения

Логотип Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом)
 
 

Омбудсмен (Акыйкатчы) КР Джамиля Акматбековна Джаманбаева

 

Джамиля Джаманбаева родилась 22 февраля 1977 года в городе Фрунзе.

В 1998-м окончила с отличием юридический факультет Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына.

Трудовая деятельность:

1998-1999 — стажер-помощник прокурора  Октябрьского района г. Бишкек;

1999 — помощник прокурора  Октябрьского района г. Бишкек;

1999-2001 — старший помощник прокурора  Октябрьского района г. Бишкек;

2001-2004 — старший помощник прокурора  Свердловского района г. Бишкек;

2004 — помощник прокурора, старший следователь  Свердловского района г. Бишкек;

2004-2005 — прокурор сектора по надзору за расследованием преступлений в органах прокуратуры и внутренних дел отдела по надзору за расследованием преступлений прокуратуры г.Бишкек;

2005-2007 — прокурор сектора по надзору за расследованием преступлений о коррупции и посягающих на национальную безопасность отдела по надзору за расследованием преступлений прокуратуры г. Бишкек;

2007 — прокурор отдела по надзору за расследованием преступлений прокуратуры города Бишкек, затем старший прокурор отдела организационного обеспечения и правовой экспертизы — пресс-секретарь Генеральной прокуратуры;

2007-2011 — заместитель прокурора Сокулукского района Чуйской области;

2011 — прокурор отдела по надзору за соблюдением прав детей Генеральной прокуратуры КР, следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры КР;

2011-2013 — прокурор города Токмак;

2013-2016 — прокурор Кыргызской транспортной прокуратуры;

2016-2018 — в распоряжении кадров Генеральной прокуратуры КР;

2018-2021 — заместитель Генерального прокурора КР.

С 17 мая 2023 года Омбудсмен Кыргызстана.

  

 

Общая информация:

Фамилия: *

Пожалуйста, напишите вашу фамилию

Имя: *

Пожалуйста, напишите ваше имя

Отчество:

Когда имело место описываемое Вами нарушение прав? (ГГГГ/ММ) *

Пожалуйста, укажите дату нарушения Ваших прав

Рассматривалось ли данное дело в суде или ином государственном органе? *

Пожалуйста, укажите, рассматривалось ли данное дело в суде или ином государственном органе
Ваши контактные данные:
Телефон: *
Пожалуйста, введите номер телефона

Адрес проживания: *

 

Область и район:

Область или город

Выберите район

Населённый пункт:

Пожалуйста,укажите наименование
 

Дом:

Пожалуйста, введите номер дома

Блок:

 

Квартира:

Почтовый индекс:

Пожалуйста, введите почтовый индекс
Адрес электронной почты:
Введите правильный e-mail

Выступаете ли Вы от своего лица или в качестве представителя третьего лица? *

Пожалуйста, напишите, выступаете ли Вы от своего лица или в качестве представителя третьего лица

Если Вы представляете третье лицо, кем Вы ему приходитесь? *

Пожалуйста, напишите,если Вы представляете третье лицо, кем Вы ему приходитесь

Прикрепите обращение заявителя: *

Выбрать файл

Данные лиц(а), права которых(ого) были предположительно нарушены:

Коллективное заявление: *

Пожалуйста, укажите, вы подаёте коллективное заявление?

Количество заявителей:

Контактное лицо от имени пострадавших

Фамилия: *

Пожалуйста, напишите вашу фамилию

Имя: *

Пожалуйста, напишите ваше имя

Отчество:

Дата рождения (ГГГГ/ММ/ДД): *

Пожалуйста, укажите дату вашего рождения

Пол: *

Пожалуйста, укажите Ваш пол

Место проживания (населённый пункт, область): *

Пожалуйста, укажите место проживания

Гражданство (по Вашему желанию можете не предоставлять эту информацию)

Кем были предположительно нарушены права?

Фамилия: *

Пожалуйста, напишите вашу фамилию

Имя: *

Пожалуйста, напишите ваше имя

Отчество:

Организация или ведомство: *

Пожалуйста, напишите название организации или ведомства

Адрес: *

Пожалуйста, укажите адрес

Телефон:

Адрес электронной почты:

Добавить ещё
Полагаете ли Вы, что имела место дискриминация (т.е. к Вам/представляемому Вами лицу отнеслись несправедливо из-за пола, инвалидности, этнической или социальной принадлежности, или иного признака)?
(по Вашему желанию можете не предоставлять эту информацию)
Если Вы полагаете, что имела место дискриминация, то какая?
(по Вашему желанию можете не предоставлять эту информацию)
По другой причине (укажите, какой)

Опишите суть дела: *
Внимание! Подробно изложить вашу жалобу можно на отдельных листах, которые должны быть приложены в виде файлов

Пожалуйста, опишите суть дела

Приложите документы, подтверждающие вышеприведённую информацию
(если таковые имеются)

Выбрать файл
Добавить файл
Нужен ли Вам переводчик для дальнейшего общения?
Пожалуйста ответьте на все обязательные вопросы онлайн заявки,
красным цветом отмечены вопросы, на которые необходимо ответить.
Назад

 

Содержание

Процесс планирования

1.0      Омбудсмен Кыргызской Республики

1.1 Мандат

1.2 Руководящие принципы Омбудсмена Кыргызской Республики

1.3 Роль Омбудсмена Кыргызской Республики

1.4 Структура Института Омбудсмена Кыргызской Республики

2.0 Стратегическийпланна 2016 – 2020гг

2.1 Стремление

2.2 Основные результаты по направлению 1: Развитие потенциала

Экспертиза в области прав человека

Благоприятная рабочая среда

2.3 Основные результаты по направлению 2: Обязательные задачи Омбудсмена Кыргызской Республики

Ратификация международных конвенций по правам человека

Рекомендации договорных органов ООН

Гражданские и политические права

Судебные процессы

Предупреждение пыток и жестокого обращения и реформа правоохранительных органов и пенитенциарной системы

Права детей

Социально-экономические права

Права лиц, находящихся в закрытых психиатрических учреждениях

Права лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ)

Права мигрантов

Недискриминация

Образование в области прав человека

Гендерное равенство

 

2.4 Основные результаты по направлению 3: Повышение осведомленности

Продвижение прав человека и диалог

Повышение осведомленности о правах человека среди населения

Информационная поддержка по вопросам прав человека

Укрепление мониторинга и отчетности по правам человека в рамках международного сотрудничества

Создание учебного и документационного центра по  правам и свободам человека и гражданина в Институте Омбудсмена

3.0 Приложение 1: Анализ Института Омбудсмена

3.1 Внутренний анализ

.1.1 Парижские принципы и Омбудсмен Кыргызской Республики

3.1.2 Задачи Омбудсмена Кыргызской Республики

3.1.3 Перечень продуктов ОмбудсменаКыргызской Республики

3.1.4 Методики работы Омбудсмена Кыргызской Республики

3.1.5 Конкретные целевые группы для услуг Омбудсмена Кыргызской Республики

3.1.6 Обзор ресурсов

3.1.7 Ресурсы и знания для выполнения главных направлений деятельности

3.2      Внешний анализ

3.2.1Международные договора и нормы в области прав человека, ратифицированные Кыргызской Республикой

3.2.2 Актуальные вопросы  прав человека

3.2.3 Внешние факторы, оказывающие влияние на Институт Омбудсменаа

3.2.4 Внешние партнеры, с которыми установлено сотрудничество

3.3 SWOT-анализ

3.4 Перспективные виды деятельности Институт Омбудсменаа.

Скачать полную версию (pdf, 607 Кб)

День прав человека отмечается международным сообществом 10 декабря каждого года. В этот день 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Впервые День прав человека стал праздноваться в 1950 году после того, как Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Декларация, в пользу которой проголосовало 48 стран и 8 воздержалось, была провозглашена Генеральной Ассамблеей "задачей, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства", к которой каждый человек и общество должны "стремиться путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления". Хотя Декларация, включающая в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав, не является обязательным к соблюдению документом, она способствовала введению более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в области прав человека. На сегодняшний день всеобщее признание всеми государствами-членами ООН базовых прав человека, закрепленных Декларацией, способствует повышению ее влияния и подчеркивает значимость прав человека в нашей жизни.

Являясь главным должностным лицом ООН в области прав человека, Верховный комиссар по правам человека и ее Администрация играют важнейшую роль в координации усилий для ежегодного празднования Дня прав человека.

В СССР, начиная с 1977 годаправозащитники в День прав человека проводили на Пушкинской площади в Москве так называемый «Митинг молчания».

В России в этот день проводятся различные официальные и неофициальные мероприятия. В 2001 году была учреждена Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Премия присуждается российским журналистам и вручается 10 декабря в День прав человека.

10 декабря 2009 года представители демократических движений снова провели на Пушкинской площади «Митинг молчания». Таким образом, они решили возродить традицию советских диссидентов, считая, что права человека в России снова грубо и повсеместно нарушаются.

В ЮАР День прав человека отмечается как национальный праздник 21 марта — в Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации, в память о расстреле в Шарпевиле, произошедшим в этот день в 1960 году.

В Кирибати День прав человека объявлен нерабочим днём.

10 декабря 2013 года Международная федерация за права человека (FIDH) и правозащитный центр «Весна» представили подробный отчет на 80-ти страницах «Повсеместные нарушения трудовых прав и принудительный труд в Беларуси».

Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

Преамбула

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Институт Омбудсмена – прошлое и настоящее

В ряде стран, если обратиться к современным словарям, омбудсменом является специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод. А также чиновник, рассматривающий претензии граждан к правительственным служащим. В отличие от других структур, он осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости. Должностные лица этого рода имеют разные названия: собственно "омбудсмен" - в скандинавских странах; "народный защитник" - в Испании и Колумбии; "посредник" - во Франции; "адвокат" - в Румынии. Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. Во Франции граждане обращаются к посреднику не непосредственно, а через своего сенатора или депутата. В РФ аналогичный омбудсмену институт носит название Уполномоченного по правам человека.

Шведские корни.

Институт Омбудсмена впервые возник в Швеции в XVI веке и выполнял контрольные функции королевской власти по отношению к судебным чиновникам. Решающую роль в изменении статуса и компетенции омбудсмена в Швеции сыграл разгром шведов под Полтавой русской армией под предводительством Петра I. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Основными принципами деятельности Омбудсмена были провозглашены: верховенства закона, независимости от властей, ответственности государственных служащих за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вплоть до судебного преследования. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации.

После смерти Карла XII в 1718 году в Швеции наступило парламентское правление; на протяжении определенного периода времени Канцлера юстиции назначал парламент. Затем вновь наступила эпоха сильных королей, назначавших Канцлера юстиции. И лишь после войны с Россией, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, а король потерял трон, была принята Конституция, установившая баланс власти короля и парламента. В результате в 1809 году в соответствии с Конституцией Швеции введен институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделен от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен - интересы простых людей от нарушений закона чиновниками. Омбудсмен юстиции назначался шведским парламентом (Ригсдагом) и был ему подотчетен. Омбудсмен осуществлял надзор за судами и административными органами, был наделен широкими прокурорскими полномочиями - обладал компетенцией возбуждения судебного производства против лиц, совершивших противоправные действия при исполнении должностных обязанностей.

Прошло почти два столетия, но и сегодня Парламентские Омбудсмены следуют основным принципам, которые сохранились с тех пор. В настоящее время статус Парламентского омбудсмена (Омбудсмена юстиции) практически не изменился. По-прежнему в соответствии с Конституцией Швеции омбудсменом юстиции может быть лицо, пользующееся широкой известностью и уважением в обществе. Омбудсмен избирается на 4 года, в своей деятельности независим, обладает чрезвычайными полномочиями и имеет доступ к любым, в том числе секретным, документам. Бюджет Омбудсмена юстиции достаточно высок – около 10 млн. $ США, а зарплата выше зарплаты судей Верховного суда. Как правило, Парламентскими омбудсменами избираются бывшие судьи, в аппарате омбудсмена также работают в большинстве своем бывшие судьи, работники судов – высокопрофессиональные юристы. В то же время Парламентский омбудсмен не обладает никакими привилегиями, может быть в любой момент досрочно отстранен от должности за противоправное поведение, чего, впрочем, ни разу за 200 лет существования института не случалось. 

Институт Омбудсмена в Кыргызстане

Отдельное внимание следует уделить процессам создания института Омбудсмена на посткоммунистическом пространстве. Так, первым здесь явился Защитник прав граждан в Польше, начавший свою деятельность с 1988 г., а годом позже должность Омбудсмена была учреждена в Венгрии. Затем аналогичные службы появились в Хорватии(1990г.),Румынии(1993г.), Литве (1994г.) Национальные институты Омбудсмена позже были учреждены в бывшей Югославской Федерации, в Российской федерации, Узбекстане. Украине, Латвии, Грузии и Молдове. А в Эстонии был возрожден институт Канцлера юстиции. В 2001-2002 годах приступили к своим обязанностям омбудсмены Чехии, Словакии, Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана. Сегодня около ста государств мира имеют такой институт. Хотя они и обладают различной степенью компетенции и правовым статусом.

31 июля 2002 года Президент Кыргызской Республики подписал закон «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики).Закон принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 21 ноября 2002 года состоялись выборы первого Омбудсмена(Акыйкатчы) КР, 13 декабря 2002года первый Кыргызский Омбудсмен(Акыйкатчы) Турсунбай Бакир уулу официально вступил в должность.

 

14 февраля 2008 г Жогорку Кенешом Кыргызской Республики Омбудсменом(Акыйкатчы) Кыргызской Республики был избран Турсунбек Акун. Он приступил к исполнению обязанностей 21 февраля 2008 года.

27 июня 2013 года на основании решения временной депутатской комиссии Жогорку Кенеш Кыргызской Республики досрочно освободил от занимаемой должности Акыйкатчы (Омбудсмена) КР Турсунбека Акуна. Причинами досрочного освобождения стало грубое нарушение Т.Акуном принятой присяги, неоднократные обращения омбудсмена к судье Нарынского суда с просьбой о досрочном освобождении от отбывания наказания А.Батукаевым, незаконная выдача доверенностей на право посещения мест лишения свободы, необоснованные увольнения целого ряда сотрудников аппарата Омбудсмена и нарушение их прав. 31  октября 2013 года Жогорку Кенешом Кыргызской Республики Акыйкатчы (Омбудсменом) КР был избран Бактыбек Аманбаев. 25 июня 2015 года Жогорку Кенеш КР принял решение о досрочном освобождении Бактыбека Аманбаева с занимаемой должности. 

30 декабря 2015 года парламент большинством голосов принял решение избрать на должность Акыйкатчы (Омбудсмена) КР Кубата Табалдиевича Оторбаева, возложив на него обязанности по обеспечению парламентского контроля за соблюдением прав и свобод граждан Кыргызской Республики.

Материал находится в разработке