Сегодня, 18 сентября, состоялось общественное обсуждение конституционного проекта закона об Акыйкатчы (Омбудсмене) КР.
Предлагаемый проект конституционного закона об Акыйкатчы был разработан депутатами Жогорку Кенеша совместно с институтом Акыйкатчы, инициирован лидерами шести фракций Жогорку Кенеша КР.
30 июня проект вынесли на общественное обсуждение.
Институт Акыйкатчы проводил по предлагаемому проекту конституционного закона консультации с подразделениями ООН и представителями Европейского союза, которые положительно отозвались о проекте.
По законопроекту внесен ряд предложений от гражданского общества и международных организаций, который был учтен.
В проект были включены эффективные возможности реализации норм Конституции КР, связанные с правами и свободами человека и гражданина, которые направлены на повышение возможностей осуществления парламентского контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека.
Принятие настоящего проекта закона даст возможность Институту Омбудсмена подать заявку для аккредитацию из статуса «В» в статус «А» первыми из числа стран Центральной Азии, что положительно отразится на имидже государства и будет способствовать развитию государства как в правовом, так и в экономическом русле, а также обеспечению верховенства права.
Акыйкатчы (Омбудсмен) КР Джамиля Джаманбаева отметила, что представленный проект предусматривает полное соответствие Парижским принципам.
"В целях достижения статуса «А» в проекте заложены принципиальные механизмы, и в будущем Институт Омбудсмена будет иметь широкие права и возможности участия в Совете по правам человека. Поскольку при аккредитации статуса «А» Омбудсмен вправе присутствовать и участвовать во всех заседаниях совета, а также выступать с устными заявлениями лично или по видеосвязи на всех заседаниях. В настоящее время в статусе «В» Омбудсмен участвует только в собраниях GANHRI, но не может голосовать или занимать руководящие должности. Кроме того, в статусе «А» будет возможность отслеживать и сообщать о ситуации с правами человека в своей стране и помогать своему государству выполнять свои международные обязательства в области прав человека и консультировать по внедрению международных стандартов в области прав человека на национальном уровне", - сказала она.
Законопроект определяет порядок организации деятельности, сферу компетенции, порядок избрания и освобождения от должности Акыйкатчы (Омбудсмена), заместителей акыйкатчы, полномочия и гарантии независимости, правовой статус, организационные основы, меры правовой защиты Омбудсмена, заместителей и Аппарата Акыйкатчы.
За основу был взят действующий Закон «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) КР». Необходимость разработки проекта в новой редакции, также возникла в связи с имеющимися противоречиями в нормах действующего закона «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) КР» иными нормативными правовыми актами КР, которые выявлены в результате применения действующего закона в течении 20 лет.
В справке-обосновании к проекту закона отмечается, что досрочное прекращение полномочий омбудсмена за неодобрение Ежегодного доклада, как отмечают международные организации и правозащитники, создает прямую зависимость омбудсмена от политических сил и препятствует эффективному выполнению им полномочий по защите конституционных прав человека.
Таким образом, исключение положений о досрочном освобождении от должности омбудсмена в связи с неодобрением Ежегодного доклада теперь напрямую не повлияют на независимость Института Омбудсмена. Кроме того, данные нормы противоречат Трудовому кодексу КР, поскольку Омбудсмен отчитывается перед парламентом о деятельности соответствующих государственных органов КР по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
В целях исключения политизации должности Омбудсмена и влияния на него различных политических сил проектом предусматривается требование, согласно которому Омбудсмен и его заместители не вправе состоять в политических партиях, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Кроме этого, проектом закона предлагается дать возможность Омбудсмену участвовать с правом совещательного голоса на заседаниях дисциплинарной комиссии Совета судей.
При реализации своих полномочий мандат Омбудсмена выступает с предупреждением и исправлением случаев ненадлежащего управления, а также в защиту и поощрение прав человека и основных свобод. Институциональная компетенция Омбудсмена включает государственное управление на всех уровнях, все общественные интересы и государственные услуги, предоставляемые обществу со стороны государства, муниципальными органами, государственными органами, в том числе частными организациями.
Проектом закона предусматривается, что Омбудсмен обладает дискреционными полномочиями, по собственной инициативе или в результате подачи жалобы расследовать дела с должным учетом имеющихся административных средств правовой защиты. Омбудсмен имеет право просить о сотрудничестве любых лиц или организации, которые могут оказать ему помощь в проведении расследований. Омбудсмен имеет юридически закрепленное право на неограниченный доступ ко всем соответствующим документам, базам данных и материалам, включая те, которые в противном случае могли бы быть юридически недоступными или конфиденциальными.
Отметим, что Омбудсмен должен иметь право на беспрепятственный доступ в любые здания, в том числе в учреждения и к лицам, лишенным свободы. Омбудсмен имеет право опрашивать или требовать письменные объяснения у должностных лиц и органов власти.