Размер шрифта
Интервал
Изображения

Логотип Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики

Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики
Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом)
 
 

Омбудсмен Атыр Абдрахматова рассказала, что чувство обостренной справедливости зародилось в ней после прочтения философского труда Томаса Мора "Утопия". Позднее, работая в политико-правовом секторе, она поняла, что идеальный мир для всех невозможен.

 В эфире радио Sputnik Кыргызстан Абдрахматова рассказала, что своими настольными книгами считает также известные произведения британского писателя Джорджа Оруэлла "Скотный двор" и "1984".

"Произведения Оруэлла учат тому, что ответственность каждого гражданина — принимать активное участие в судьбе страны. При этом гражданам не стоит надеяться на то, что кто-то самозабвенно будет отстаивать их свободу," — считает Абдрахматова.

Главная правозащитница страны также отметила, что системы контроля, описанные Джорджем Оруэллом, повествуют и о нашем настоящем и упомянутые в книге модели управления могут быть применимы не только на уровне государства, но и внутри каждой семьи. Понимая, что добиться идеального устройства отношений сложно, каждому можно хотя бы попытаться применить демократический подход в отношениях в своем "маленьком государстве".

Полную версию беседы слушайте в аудиозаписи.

https://ru.sputnik.kg/20230122/ombudsmen-chtenie-antiutopiya-oruell-1984-skotniy-dvor-tomas-mor-1072217842.html

Фото: sot.kg

«Конституция Кыргызской Республики гласит, что Кыргызстан — социальное государство, следовательно, со стороны государства должна быть системная поддержка по обеспечению социальным жильем уязвимые слои населения», - заявила Акыйкатчы Атыр Абдрахматова на круглом столе по обсуждению права граждан на жилище.

В Институте омбудсмена прошло экспертное обсуждение права граждан на жилище, а также ситуации по обеспечению малоимущих и нуждающихся лиц жильем из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. В обсуждении приняли участие представители государственных органов, неправительственных организаций и депутаты Жогорку Кенеша.

Омбудсмен Атыр Абдрахматова информировала экспертов, что очень много граждан обращаются с просьбой о  помощи по спорным вопросам касательно доступа к жилью, земельным долям.

«Согласно официальной статистике, каждый четвёртый гражданин страны проживает за чертой бедности. К сожалению, в стране до сих пор не сокращается число уязвимых граждан. Среди них многодетные семьи, пожилые люди, молодежь из регионов. Также много людей, которые остались на улице, потеряв свои дома из-за незаконного отъема или обмана при приватизации. Они годами судятся. Еще главной задачей остаётся обеспечение социальным жильём уязвимые слои населения».

В Институт обмудсмена по вопросам жилья поступило:

  • в 2020 году — 110 заявлений;
  • в 2021 году — 95 заявлений;
  • в 2022 году — 62 заявления.

Также в 2022 году на имя акыйкатчы поступило 19 коллективных и индивидуальных обращений пострадавших от участия в долевом строительстве. Граждане жалуются на компании-застройщики и жилищные кооперативы.  

Депутат Жогорку Кенеша Султанбай Айжигитов считает важным на законодательном уровне решить проблемы социальным жильем:

«Раньше были программы по обеспечению социальным жильем. У государства есть все возможности внедрить и реализовать такие практики. Необходима поддержка государства уязвимым  группам людей».

Директор общественного фонда «Наше право» Калича Умуралиева заметила, что в стране до сих пор нет отдельного закона, согласно которому были бы определены четкие критерии условия предоставления социального жилья.

Для людей без финансовой возможности государства формируют социальный государственный арендный жилищный фонд – социальное жилье. К нему могут иметь доступ представители уязвимых групп населения, определенных законом.  Поэтому проект Закона КР «О социальном жилье», разработанный экспертами ОФ «Наше право», передан в правительство для инициирования, но еще не принят.

На экспертном обсуждении было отмечено, что доступ населения к достаточному жилью обеспечивается различными путями:

  • покупка жилья на вторичном рынке за счет собственных средств,
  • приобретение жилья в собственность через ипотечное кредитование,
  • участие в долевом строительстве,
  • участие в жилищно-строительных кооперативах,
  • продажа жилья по низким ценам для определенных групп населения,
  • аренда частного жилья,
  • государственное/муниципальное арендное жилье;
  •  предоставление жилья со стороны государства государственным служащим (чаще — сотрудникам правоохранительных органов).

Заместитель директора Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции КР Р. Джайлобаева, представила разработанный ведомством проект закона «О долевом участии».

Она отметила, что к сожалению, до настоящего времени законодательно не урегулировано долевое строительство, тысячи граждан остались без денег и жилья, а строительной сфере нанесен имиджевый урон из-за недобросовестных компаний-застройщиков.

В своем выступлении Р. Джайлобаева особо подчеркнула, что данный законопроект разработан по поручению президента Кыргызской Республики С. Жапарова и в первую очередь направлен на защиту граждан от недобросовестных компаний-застройщиков и обеспечения безопасности вложенных гражданами средств.

Также на экспертное обсуждение представитель ОФ «Наше право» В. Болтобаева представила проект Закона КР «Об изъятии недвижимого имущества для общественных и государственных нужд», разработанный рабочей группой при Институте акыйкатчы. 

Законопроект направлен на регулирование отношений участников процесса изъятия земельных участков, жилья, в нем отражены правила и процедуры самого изъятия с точки зрения защиты прав и интересов в первую очередь рядовых граждан, так и всех участников процесса.

Акыйкатчы Атыр Абдрахматова заверила участников, что Институт акыйкатчы, как парламентский орган, будет и дальше осуществлять мониторинг соблюдения прав человека и гражданина в жилищной сфере, а также работать над развитием защищенности граждан страны в жилищных отношениях.

По результатам обсуждения участники решили совместно с Институтом омбудсмена КР доработать проекты законов «О социальном жилье», «Об изъятии недвижимого имущества для общественных и государственных нужд» и  направить в парламент страны для инициирования и принятия.

В обсуждении приняли участие  акыйкатчы  Атыр Абдрахматова, депутат Жогорку Кенеша Султанбай Айжигитов,  заместитель министра экономики и коммерции КР К. Ж. Абдрахманов,  представители государственных органов, Генеральной прокуратуры КР, Государственной ипотечной компании, ОФ «Наше право» и «Ош-Интербилим», независимые эксперты, занимающиеся вопросами защиты и реализации права граждан на жилье.

 

Акыйкатчы Кыргызской Республики Атыр Абдрахматова считает, что усиление сотрудничества с коллегами из других государств в 2022-м году позволило повысить эффективность в защите прав граждан Кыргызской Республики, находящихся за пределами страны.

Акыйкатчы Кыргызской Республики по итогам 2022 года подписала меморандум о взаимодействии с Омбудсменами России, Казахстана, Узбекистана и Молдовы. Сотрудничество с Омбудсменами России, Казахстана, Узбекистана позволило своевременно оказывать содействие в реализации и защите прав граждан Кыргызстана, постоянно или временно пребывающих в этих странах. В рамках сотрудничества Омбудсмены уведомляют друг друга об известных нарушениях прав и свобод граждан своих стран, способствуют восстановлению нарушенных прав человека в рамках своих полномочий.

Омбудсмены в 2023 году планируют проведение:

- совместных приемов граждан, чьи права ограничены или нарушены;

- мониторингов по соблюдению прав и свобод граждан;

- совместных информационных кампаний для граждан, выезжающих за пределы своих государств на заработки, обучение, лечение и в иных целях;

- совместных дискуссий по наиболее актуальным затруднениям в области прав и свобод человека и гражданина.

В рамках сотрудничества с Народным адвокатом (Омбудсменом) Молдовы стороны договорились провести обмен опытом по наилучшей поддержке мигрантов, а также обеспечению избирательных прав граждан, голосующих за пределами своей страны.

Меморандумы подписаны Акыйкатчы (Омбудсменом) Кыргызской Республики Атыр Абдрахматовой с Уполномоченной Олий Мажлиса Узбекистана по правам человека (Омбудсман) Ферузой Эшаматовой, Народным адвокатом Молдовы (Омбудсменом) Чеславом Панько, Уполномоченной по правам человека в России Т. Н. Москальковой, Уполномоченной по правам человека в Свердловской области России Т. Г. Мерзляковой, Уполномоченной по правам человека в Казахстане Э. А. Азимовой.

Как отметила Акыйкатчы Кыргызской Республики Атыр Абдрахматова, меморандумы с Омбудсменами Узбекистана, России, Казахстана, Молдовы были подписаны согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, что улучшило сотрудничество с коллегами из других государств, и позволило повысить эффективность в защите прав кыргызстанцев, находящихся за пределами страны.

 

 

Омбудсмен КР Атыр Абдрахматова встретилась с близкими 24-летней Айзы Улан к. погибшей в результате ДТП.

Близкие погибшей выразили свое несогласие с решением следственного судьи Свердловского районного суда г. Бишкека, который отпустил основного виновника ДТП под домашний арест. 

По мнению обратившихся к акыйкатчы, суд не принял во внимание, что:

1) Водитель У. Н., 1974 года рождения, бывший сотрудник ГУОБДД, ехавший на большой скорости, не затормозил перед пешеходным переходом из-за чего девушка была сбита автомобилем, ехавшим по встречной полосе. Несмотря на ДТП, водитель У. Н. даже не остановившись, уехал с места происшествия, оставив девушку умирать.

2)  Суд, принимая решение о мере пресечения, не принял во внимание, что у водитель У. Н., 1974 года рождения, не имеет постоянного места жительства. 

Кроме этого, судья при принятии решения руководствовался лишь бессрочной справкой экс-сотрудника ГУОБДД, выданной еще в 2016 году о его состоянии здоровья. Какого-либо конкретного медицинского заключения о невозможности  взятия под стражу водителя У. Н., 1974 года рождения, ни у следователя, ни у судьи Свердловского районного суда города Бишкека нет.

Также близкие погибшей просили защитить интересы родственников, которые из-за несовершенства уголовного-процессуального кодекса не могут обжаловать несправедливо избранную меру пресечения.

При этом отметили, что уполномоченные сотрудники прокуратуры не торопятся требовать взятия под арест основного виновника ДТП.

Сотрудники Института омбудсмена приняли к производству данное дело, оперативно затребовали информацию у органов прокуратуры, после чего стало известно, что прокуратура подала апелляцию на избранную меру пресечения. Институт акыйкатчы Кыргызской Республики продолжит работу по защите прав и свобод потерпевшей стороны.

Вчера, 17 января, Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики Атыр Абдрахматова провела личный прием граждан.

Заявители обратились к омбудсмену за оказанием содействия в восстановлении нарушенных прав по уголовным и гражданским делам и высказали жалобы на действия сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры.

Так, гражданин Ф. С. пожаловался на бездействие правоохранительных органов по делу об его избиении со стороны отчима, а также бездействия правоохранительных органов относительно эксгумации его бабушки.

Гражданка У. Н. просила акыйкатчы обратить внимание на бездействие сотрудников ОВД Октябрьского района г. Бишкека по случаю избиения заявительницы и ее несовершеннолетней дочери водителем столичного микроавтобуса (маршрут №212). Несмотря на то, что инцидент произошел месяц назад, правоохранители отказываются назначать психологическую экспертизу ребенка.

Гражданка П. В. озвучила неудовлетворенность действиями сотрудников милиции, которые более пяти лет волокитят следствие по факту подделки подписи заявительницы и незаконного завладения денежными средствами и имуществом гражданки П. В.

Гражданка Э. У. повторно обратилась в интересах группы лиц с инвалидностью, которые из-за обманных действий третьих лиц и адвоката были лишены своих домов в Ошской области.

Кроме этого, на прием к акыйкатчы пришел предприниматель, пожаловавшийся на действия сотрудников прокуратуры, — они, затянув сроки, закрыли уголовное дело о рейдерском захвате его двух компаний экс-главой фин. надзора, ссылаясь на срок давности.

По итогам 2022 года Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики Атыр Абдрахматова сэкономила и вернула в бюджет государства порядка 4 миллионов сомов

На 2022 год для Института Акыйкатчы в бюджете было предусмотрено 60 146,6 тыс. сомов.  Из них 86% были запланированы на заработную плату и отчисления в Социальный фонд,  на служебные поездки — 1,8%, на коммунальные услуги и связь — 3,2%, на транспортные услуги — 1,9%, на приобретение прочих товаров и услуг — 1,6%, на текущий ремонт — 3,1% (не были использованы), а также на другие расходы.  


В августе 2022 года президент Кыргызской Республики в рамках реформирования системы государственной службы повысил заработную плату сотрудников аппарата Института Омбудсмена в два раза, что требовало выделения дополнительного финансирования из средств республиканского бюджета — порядка 24 млн. сомов.  


Однако в результате кардинальных реформ в работе аппарата Акыйкатчы, оптимизации ресурсов удалось добиться существенной экономии бюджетных средств, что позволило, не запрашивая дополнительного финансирования, ограничиться утвержденным бюджетом.


Таким образом, по итогам 2022 года Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики А. Абдрахматова сэкономила и вернула в бюджет государства порядка 4 миллионов сомов.

СУ Генеральной прокуратурой КР в отношении Сейитбековой Б. и ее сына Кылданова К., возбуждено уголовное дело по ст. 209 ч. 3,4 УК КР (мошенничество).

Заявительница утверждает о незаконности возбуждения уголовного дела и  взятия ее и ее сына под арест по следующим основаниям.

Во-первых, имеются все договора купли-продажи, дарственной на оспариваемое имущество и расписки, и  все сделки совершались в г. Токтогул. Тем не менее, по неизвестным причинам потерпевшая почему то  обратилась с заявлением именно в Генеральную прокуратуру.

Адвокаты арестованных утверждают, что между сторонами на лицо гражданско-правовые отношения, но, несмотря на это возбуждено уголовное дело. При этом, несмотря на тяжелую (онкологическую)  болезнь Сейитбековой Б. и отсутствия какого-либо отношения к оспариваемому имуществу Кылданова К., следствие водворило их под стражу.

Во-вторых, согласно требованию законодательства по территориальности, то оно определяется по месту совершения деяния, в данном случае заявление должно было быть направлено в ОВД г. Токтогул.

В-третьих, в заявлении отсутствует дата обращения потерпевшей с заявлением, такое заявление не должно быть принято, а если принято, то возвращено для устранения пробелов.

В настоящее время со слов адвокатов арестованные находятся под стражей в следственном изоляторе необоснованно  и по незаконно возбуждённому уголовному делу. Даже при наличии состава преступления в деяниях выше указанных лиц, не смотря на имеющиеся иные меры пресечения, не связанные с лишением свободы,  в отношении их избрана самая суровая мера пресечения в виде заключения под стражу.

Аппарат Омбудсмена вынужден констатировать, что судами по прежнему не выполняются международные обязательства – Бангокские правила ООН, требующие подвергать аресту женщины, в крайнем случае. Выполнение государством норм  Бангкокских правил служит доказательством того, что женщины в системе уголовного правосудия обладают гендерными характеристиками и потребностями, и признанием необходимости их уважения и защиты.

  

Институт Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики сообщает, что через МИД КР поступила нота секретариата ООН с приглашением выдвинуть военных, полицейских и гражданских экспертов для службы на безвозмездной основе в Офисе Спецкоординатора по улучшению реагирования ООН на сексуальную эксплуатацию и насилие.

Секретариат ООН предлагает Кыргызстану выдвинуть экспертов, обладающих опытом в миротворческих операциях, в сфере развития либо по гуманитарным вопросам, в частности: защита от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (PSEA), гуманитарное право, военное право, стратегическое планирование, анализ данных, обучение, психометрическая экспертиза, коммуникация и гражданско-военная координация.

Кандидат должен владеть английским языком.

Срок выдвижения кандидатов не позднее 31 декабря 2022 года.

Желающим кандидатам необходимо подробно ознакомиться с требованиями, а также заполнить форму РНР (Р-11) и в последующем информировать Министерство иностранных дел Кыргызской Республики для номинирования.

Акыйкатчы Атыр Абдрахматова поздравила кыргызстанцев с международным Днем прав человека.

Так, текст поздравления:

"Уважаемые сограждане!

Позвольте поздравить каждого с международным Днем прав человека. Кыргызская Республика была и должна остаться государством с высоким уровнем демократии, где гарантированные Конституцией права и свободы реализуются всеми без исключения на условиях равенства, терпимости, уважения. Перед законом все равны, более чем 30-летняя история независимости нашей страны тому свидетельство. Мы должны каждый день чтить память каждого героя:
- кто отдал свою жизнь за нашу свободу,
- кто боролся в разных точках мира за каждое наше право, свободу. Сейчас обладание многими из наших прав и свобод для нас естественны, и в обществе так легко звучат призывы ввести смертную казнь, арестовать того или иного активиста или выдворить из государства, так легко звучат обвинения в недостойном и аморальном поведении женщин и детей, подвергшихся насилию, так легко используется язык вражды к любому кто имеет иное мнение. Так легко мы соглашаемся с злоупотреблениями правоохранительных органов.  Мы забыли, что за каждое право боролись наши предки, конкретные лица. За каждой свободой принесена в жертву конкретная судьба человека. 
"Я имею право" неразрывно связано с "я несу обязанности", поэтому каждый из нас должен понимать свою личную ответственность за состояние нашего государства". 

Институт Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики считает недопустимым нарушение статуса гражданина любого человека находящегося на территории Кыргызской Республики. Гражданин Кыргызской Республики     Б. Темиров никаким образом и не под каким основанием не мог быть насильно, против его воли выдворен за пределы государства. Генеральная прокуратура в срочном порядке должна принять меры по обеспечению неуклонного и единообразного применения гарантий Конституции Кыргызской Республики для всех граждан без исключения, так как завтра по прихоти любого представителя правоохранительных органов под угрозой окажутся права полумиллиона граждан Кыргызстана, имеющих одновременно гражданство Российской Федерации (данные Минсоцразвития, источник: https://rg.ru/2022/10/05/kazhdyj-vtoroj-poluchil-pasport-rf.html). 

1. Институт Омбудсмена с самого начала уголовного преследования  журналиста Б. Темирова отмечает, что уголовные дела в отношении него необоснованны, противоречат принципам уголовного судопроизводства, предусмотренных как национальным законодательством, так и Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП), по следующим основаниям.

Органы следствия нарушили требования пункта 12 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса, в соответствии с которым уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению за истечением срока давности уголовного преследования по ч. 2. ст. 379 Уголовного кодекса, поскольку предполагаемое преступление Б. Темирова в виде “подделки документов” было совершено в 2008 году, а срок давности по нему истек еще в 2013 году.

Во всех уголовных делах в отношении Б. Темирова было допущено много процессуальных нарушений и недостатков, о которых Институт Омбудсмена заявлял неоднократно. Если по некоторым делам правоохранители вышли за пределы установленных законодательством служебных полномочий, то по другим не в полной мере соблюли принципы уголовного преследования. Институт Омбудсмена ранее уже отмечал, что суды не могут восполнить следственные ошибки, процессуальные нарушения и недостатки следствия во время судебного разбирательства.

Как результат таких намерений - всё здравомыслящее общество страны стало свидетелем нарушения прав гражданина Кыргызской Республики из-за приговора суда случившегося 23-ноября. 

2. Приговор Бишкекского городского суда от 23 ноября 2022 года согласно которому, Болот Темиров был незамедлительно выдворен за пределы страны, вынесен в нарушение гарантий статуса гражданина, предусмотренных статьей  51 Конституции Кыргызской Республики, статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, требований уголовного-процессуального кодекса.

В отношении Б. Темирова была применена мера, как будто он не является гражданином Кыргызской Республики, хотя согласно статье 11 Закона «О гражданстве Кыргызской Республики» он приобрел гражданство по рождению, ведь факт его рождения в г. Ош в 1979 году никем не оспорен. 

Выдача Б. Темирову общегражданского паспорта Кыргызской Республики в 2008 году является лишь формальным подтверждением того факта, что он является гражданином Кыргызской Республики. Следует особо обратить внимание, что аннулирование (постановлением следователя) по каким-то причинам национального паспорта, выданного на имя Болота Темирова никак не может считаться лишением его гражданства Кыргызской Республики.

Согласно части 2 статьи 51 Конституции Кыргызской Республики ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства. Нормы Конституции и международного законодательства предусматривают гарантии запрета лишения гражданства против воли самого гражданина.

Бишкекский городской суд назначая в отношении Б. Темирова дополнительное наказание в виде выдворения нарушил требования статьи 349 УПК КР в соответствии с которым суд постановляет обвинительный приговор без назначения наказания в случае, если к моменту его вынесения истек срок давности привлечения лица к уголовной ответственности за данное преступление.

Если даже следовать логике судей Бишкекского городского суда и проигнорировать факт наличия гражданства Кыргызской Республики у                 Б. Темирова, увидев лишь гражданство Российской Федерации, то судьи нарушили требование статьи 70 Уголовного кодекса, согласно которой выдворение за пределы Кыргызской Республики в отношении иностранного гражданина применяется, то только после отбытия наказания. Что касается      Б. Темирова, то он не только не отбывал наказание, а оно ему вообще не назначалось.

Пленум Верховного суда Кыргызской Республики, в своем постановлении «О судебной практике по назначению наказания» от 26.02.2021 напрямую рекомендует судам в случае необходимости, после отбытия наказания назначать меру государственного принуждения как «выдворение за пределы страны», при этом учитывать характер совершенного преступления и нанесенный вред, а также личность осужденного, общественную опасность совершенного преступления и наступившие последствия в каждом случае индивидуально. Как видим из приговора Бишкекского городского суда от 23.09.2022г., требуемое обоснование выдворения либо оценку общественной опасности нахождения личности Б. Темирова на территории Кыргызстана суд не указал.

3. Сотрудники правоохранительных органов превысили свои полномочия, злоупотребляя своим положением самовольно толкуя приговор суда, сразу же после его оглашения применив грубую физическую силу в принудительном и спешном порядке схватили Б. Темирова и силой выдворили за пределы страны.

При незамедлительном выдворении Б. Темирова сразу же после оглашения приговора суда сотрудники правоохранительных органов превысили полномочия, так как в приговоре суда не предусмотрено «незамедлительное» выдворение, либо «выдворение за пределы страны из зала суда».

Кроме этого, необходимо учитывать, что законодательство Кыргызской Республики не предусматривает порядок принудительного выдворения за пределы страны гражданина Кыргызской Республики, либо гражданина КР одновременно имеющего гражданство другого государства.

 

Даже если сотрудники правоохранительных органов следуя логике судей Бишкекского городского суда проигнорировали факт наличия гражданства Кыргызской Республики у Б. Темирова, признавая за ним лишь гражданство Российской Федерации, то своими действиями они нарушили требования законодательства о предварительном уведомлении перед выдворением иностранного гражданина и выдворили Б. Темирова без действительных документов на право пересечения государственной границы.

Пункт 11 Инструкции по выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства после отбытия наказания за совершение преступления или проступка за пределы Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правительства КР от 26 марта 2020 года, предусматривает обязательное предварительное уведомление о выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства, за три дня до выдворения.

В нарушении вышеуказанной Инструкции при выдворении Б. Темирова сотрудники правоохранительных органов не обеспечили выдворяемого соответствующими действительными документами, удостоверяющие личность, а также предоставляющие право пересечения государственной границы.

Таким образом, сотрудники правоохранительных органов нарушив права Б. Темирова, лишили его возможности собрать необходимые для пребывания в другой стране документы, банковские карточки, денежные средства, вещи и иные средства первой необходимости, что привело к ограничению его возможности свободно передвигаться, быть в безопасности, и не быть задержанным на территории другой страны. 

В связи с вопиющими нарушениями гарантированного Конституцией статуса гражданина Кыргызской Республики Б. Темирова, Институт Омбудсмена официально обратился к Генеральному прокурору КР с актом реагирования о привлечении к ответственности сотрудников правоохранительных органов нарушивших права человека. 

Также, Акыйкатчы А. Абдрахматова обратилась к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой оказать содействие в реализации прав Темирова Болота Маматкасымовича на своевременное документирование, правовую и иную помощь, необходимую для жизни в период нахождения на территории Российской Федерации.  

 

Омбудсмен Кыргызской Республики А. Абдрахматова выступила на VI Международной научно-практической конференции, посвященная защите прав молодежи, которая прошла 16 ноября в г. Москва, Российской Федерации.  На конференции приняли участие представители 27 государств: Азербайджан, Армения, Абхазия, Бангладеш, Босния и Герцеговина, Венесуэла, Доминиканская Республика, Индонезия, Иордания, Иран, Казахстан, Катар, Кыргызстан, Королевство Таиланд, Мексика, Монголия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Приднестровье, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Южная Осетия. 
Выступление Акыйкатчы А. Абдрахматовой.

Akyikatchy A. Abdrakhmatova: “The young generation requires us to change the formats of work, in connection with which the Ombudsman Institutions must be sensitive to the demands of society. We must strengthen the main goal - to prevent the violation of human rights and freedoms, to work ahead of the curve”
 
Ombudsman of the Kyrgyz Republic A. Abdrakhmatova spoke at the VI International Scientific and Practical Conference dedicated to the protection of the youth rights, which was held on November 16 in Moscow, the Russian Federation. The conference was attended by representatives of 27 states: Azerbaijan, Armenia, Abkhazia, Bangladesh, Bosnia and Herzegovina, Venezuela, Dominican Republic, Indonesia, Jordan, Iran, Kazakhstan, Qatar, Kyrgyzstan, the Kingdom of Thailand, Mexico, Mongolia, Nicaragua, Pakistan, Peru, Transnistria, Russia, Serbia, Tajikistan, Turkmenistan, Turkey, Uzbekistan, South Ossetia.
Speech by Akyikatchy A. Abdrakhmatova.

https://youtu.be/oD6_7jgdRcY 

 

В адрес Акыйкатчы А. Абдрахматовой поступило несколько жалоб по увеличению количества насилия и «школьного рэкета» и бездействия сотрудников правоохранительных органов в Нарынской области. В связи с чем, региональное представительство Омбудсмена КР по Нарынской области совместно с Общественным фондом «Лига защитников прав ребёнка» провели мониторинг соблюдения гарантий безопасности и прав учащихся в девяти общеобразовательных учреждениях в г. Нарын. В рамках мониторинга проведено анкетирование среди 700 учеников различных возрастных категорий, а также состоялись встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних, социальными педагогами, родителями и общественными организациями по обсуждению вопроса соблюдения прав детей при обеспечении общественной безопасности и правопорядка. Итоги мониторинга с рекомендациями по улучшению системы защиты детей от насилия и вымогательства в школах будут отражены в отчете и представлены общественности и лицам принимающим решения. Мониторинг безопасности школьников в г. Нарын был проведен при поддержке Управления ООН по наркотикам и преступности в Кыргызстане.

15 ноября 2022г. в г. Москва прошло в VII заседание Евразийского Альянса омбудсменов, где были обсуждены вопросы правового просвещения человека как одного из направлений правозащитной деятельности Уполномоченных по правам человека. Евразийский Альянс омбудсменов – это площадка для диалога по вопросам обеспечения, развития и продвижения сотрудничества омбудсменов различных государств в сферах защиты прав человека и правового просвещения. В настоящее время в Евразийский Альянс омбудсменов входят Национальные правозащитные учреждения (омбудсмены) 9 стран: Армения, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Российская Федерация, Сербия, Таджикистан, Узбекистан. В качестве наблюдателей на VII заседании присутствовали омбудсмены Азербайджана, Белоруссии, Туркменистана и Турции.

 

Председатель Кабинета Министров встретился с Акыйкатчы Кыргызской Республики и омбудсменами Азербайджана, Дании, Казахстана, Молдовы, Российской Федерации, Турции, Узбекистана участвующих в Международной научно-практической конференции «Роль института омбудсмена в защите прав человека», приуроченной к 20-летию института Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики. 

Подробнее...