Женщины, вынужденно переселенные из Баткенской области в г. Ош, готовы вернуться домой, единственная просьба защитить от нападений и провокаций со стороны военных Таджикистана.
Институт Омбудсмена с сожалением отмечает наметившуюся негативную тенденцию судебной практики по рассмотрению дел в отношении представителей средств массовой информации, журналистов, блогеров и активистов. Практически во всех уголовных делах в отношении указанных лиц имеются процессуальные нарушения и недостатки следствия, что: - ставит под сомнение всесторонность, полноту и объективность проведенного следствия, - ограничило подозреваемых и обвиняемых лиц, в доказывании своей невиновности; - привело к несоблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В связи с вооруженным нападением Республики Таджикистан на мирных граждан Кыргызстана в приграничных районах Баткенской области, обстрела в Чон-Алайском районе Ошской области Аппарат Акыйкатчы проводит постоянный парламентский контроль за защитой законных интересов пострадавших, мониторинг соблюдения прав и свобод мирных жителей, подвергшихся вынужденному перемещению.
Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики Атыр Абдрахматова провела телефонную беседу с Омбудсменом Республики Таджикистан Умед Бобозода
Омбудсмен Атыр Абдрахматова: «Из-за систематических недостатков по защите прав детей от насилия практически исключается возможность защиты пострадавшего малолетнего ребенка и доказывания вины преступника.
В результате в обществе складывается впечатление о том, что есть возможность избежать ответственности за насилие или жестокость в отношении женщин и детей» 13 сентября 2022 года на совместном заседании Комитета Жогорку Кенеша по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции и Комитета по социальной политике состоялось обсуждение вопроса о насилии в отношении детей Омбудсмен А. Абдрахматова озвучила следующие системные проблемы в сфере защиты прав детей от насилия:
- Правоохранительные органы: - заявления жертв насилия часто не принимаются; - судебно-медицинские экспертизы по данным делам не назначаются и не проводятся в срок, так как экспертиза проведенная спустя длительное время, не позволяет объективно определить моральный и физический ущерб жертве насилия; - затягиваются следственные мероприятия и принятие решений по их результатам, уголовные дела прекращаются или же переквалифицируются в другую категорию дел; - сотрудники государственных органов зачастую не заинтересованы защищать и восстанавливать права потерпевших, существуют стереотипы в отношении жертв насилия, дискриминируют, издеваются над пострадавшими детьми и женщинами, заведомо представляют потерпевших виновным в происшествии.
- Министерство труда, социальной защиты и миграции: - отсутствие системной работы по выявлению детей мигрантов, оказанию социальной и правовой помощи им и их семьям; - недостаточная профилактика насилия в отношении женщин и детей в семьях, подверженных риску насилия; - родители детей, подвергшихся насилию, не действуют в интересах ребенка, а уполномоченные органы по защите детей не защищают права детей, принимают сторону родителей (недостатки в законодательстве, низкий уровень специалистов); - По Кыргызстану создано 53 местных комитета по профилактике и защите от домашнего насилия, но они не осуществляют работу на должном уровне.
- Министерство образования: - нехватка социальных работников, низкий уровень профессиональной подготовки социальных работников; - нехватка и отсутствие психологов в школах; - В школах не проводятся мероприятия совместно с учащимися и их родителями по мерам обеспечения безопасности детей (медицинской, половой, психологической, информационной) - в последнее время в обществе складывается понятие, что школа несет ответственность только за образование и не отвечает за безопасность ребенка; - отсутствие профилактической работы по выявлению семей, подверженных риску насилия, и информированию органов внутренних дел, уполномоченных подразделений по защите прав ребенка.
- Гарантированная государством юридическая помощь (Министерство юстиции): - отсутствие бесплатной консультативной и юридической помощи в самых отдаленных местах; - не качественно и не в полной мере выполнение государственными и муниципальными служащими, а также адвокатами их должностных обязанностей. - некомпетентность адвокатов оказывающих квалифицированную бесплатную юридическую помощь в сфере уголовного судопроизводства и дел о правонарушениях, непринятие мер по восстановлению нарушенного права в полном правовом поле; зачастую адвокаты заинтересованы в прекращении дела путем склонения потерпевшего к отказу от защиты путем сговора со стороной, нарушившей закон; требование денег с потерпевших, адвокаты защищающие в судах женщин и детей не в полной мере знают особенности защиты данной категории лиц и др. проблемы
Омбудсмен внес следующие предложения депутатам для включения в решение совместного заседания комитетов Жогорку Кенеша о принятии неотложных мер по обеспечению безопасности детей:
Кабинету Министров Кыргызской Республики:
- Разработать алгоритм взаимодействия МВД, социальной защиты, органов здравоохранения и органов местного самоуправления для принятия незамедлительных защитных мер по предупреждению нарушений прав детей и повышению их ответственности;
- Министерству внутренних дел Кыргызской Республики разработать единые меры по системной защите детей с уполномоченными государственными органами в области защиты детей;
- Поручить Министерству внутренних дел Кыргызской Республики разработать и внедрить кнопку экстренного вызова для использования в случае необходимости;
- Рассмотреть вопрос об организации специальных автобусов для перевозки детей в школу с соблюдением безопасности детей; (в городе, в небезопасных местах).
Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики:
- Провести анализ прекращенных или переквалифицированных уголовных дел по фактам насилия в отношении детей и принять соответствующие меры, усилить контроль в этой сфере;
- провести проверку судебно-медицинских экспертиз, проводимых по фактам насилия в отношении детей;
- Дать правовую оценку своевременности проведения судебно-медицинских экспертиз и соблюдения всех сроков;
Министерству здравоохранения Кыргызской Республики:
- Улучшить качество и взять под особый контроль судебно-медицинские экспертизы, назначаемые по фактам насилия в отношении детей.
.
Сегодня 14 сентября 2022 года, состоялась встреча Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики Атыр Абдрахматовой с членами миссии Европейской комиссии по мониторингу исполнения кыргызской стороной обязательств по 27 международным конвенциям в рамках статуса ВСП+.
Список лиц, включенных во внутренний резерв Аппарата (Омбудсмена) КР
№ |
Ф.И.О. |
1 |
Исаев Кубанычбек Аскербекович |
2 |
Акматалиев Эльтуран Абдылдажанович |
3 |
Саяков Эрмамат Эшболотович; |
4 |
Андабеков Нурбек Турдугазиевич; |
5 |
Суханалиев Уланбек Казакбаевич; |
6 |
Малдыбаев Жалил Бакытбекович. |
7 |
Эркинова Махабат Жаныбаевна |
8 |
Бекмурзаева Турсунай Азреталиевна |
9 |
Молдокалиева Динара Токтомамбетовна |
10 |
Мусуралиев Суйунтбек Иратбекович |
11 |
Мысакулова Гюльназ Сарынжиевна |
12 |
Андабеков Нурбек Турдугазиевич |
13 |
Абдукеримов Акжол Маматбекович |
14 |
Акматбаева Индира Байболотовна |
15 |
Бакаев Ызатбек Токтобекович |
16 |
Доронбеков Чингиз Дамирбекович |
17 |
Жаркулов Мухтар Аскарович |
18 |
Кадыркулов Афтандил Камчыбекович |
19 |
Камазбекова Гулбарчын Камазбековна |
20 |
Суханалиев Уланбек Казакбаевич |
21 |
Шаршенбекова Элиза Канатбековна |
22 |
Чатырбеков Алмаз Тойчубекович |
23 |
Умаржан кызы Курманжан |
24 |
Борукулова Нуржамал Муратбековна |
25 |
Кадырова Айдай Ракымовна |
26 |
Канатбек уулу Байтик |
27 |
Оморова Эльнура Асантуровна |
28 |
Осмонова Акмарал Шакировна |
29 |
Супатаева Диана Рысбековна |
30 |
Аманбай кызы Эльнура |
31 |
Тенгизбоев Комолдин Туккирович |
8-9 сентября 2022 года, Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики Атыр Абдрахматова приняла у себя в офисе более 30 представителей семей лиц, ищущих убежище. В ходе встречи были обсуждены вопросы предоставления лицам, ищущим убежище статуса беженца, вида на жительство, получение гражданства. Также в ходе встречи проведено анкетирование указанных лиц для полного анализа сложившейся ситуации.
В ходе беседы было установлено, что почти все они испытывают затруднения в получении статуса беженца, в получении соответствующих документов. Отмечено отсутствие норм национального законодательства по ускоренному предоставлению документов беженцам, пребывающих на территории Кыргызской Республики. В свою очередь Омбудсмен выразила уверенность в положительном рассмотрении вопроса, готовность по оказанию всестороннего содействия по искоренению безгражданства в республике, а также в деле защиты прав и свобод беженцев, пребывающих в Кыргызской Республике, чтобы дать возможность каждому человеку для полноценного участия в жизни общества путем обеспечения доступа к основным правам.
Напомним, что ранее Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики А. Абдрахматова в мае т.г. встречалась с представителями УВКБ ООН по Центральной Азии. В ходе встречи были обсуждены вопросы соблюдения прав беженцев и лиц без гражданства, пребывающих в Кыргызской Республике в рамках международных обязательств, а также вопрос присоединения Кыргызской Республикои к Конвенциям ООН «О статусе апатридов» от 1954 года и «О сокращении безгражданства» от 1961 года.
По инициативе Омбудсмена Атыр Абдрахматовой создана межведомственная рабочая группа по соблюдению прав человека при прохождении воинской службы. Причиной тому стала гибель среди военнослужащих при прохождении военной службы, их избиение и попадание по неизвестным причинам в психо-неврологические центры.
Перед рабочей группой поставлен следующие задачи и цели:
- Провести анализ соблюдения прав военнослужащих, собрать факты гибели, самоубийств, избиений солдат за последние 5 лет;
- Посетить воинские части, провести мониторинг на местах, провести встречи с родителями военнослужащих и провести опросы;
- Выяснить проблемы и причины самоубийств солдат. Подготовить предложения по предупреждению такого понятия как “дедовщина”;
- Изучить национальное и международное законодательство, их практическое применение и разработать рекомендации по совершенствованию наших правовых норм по данному вопросу.
С 5 сентября 2022 года рабочая группа приступит к мониторингу воинских частей по всей республике. Целью мониторинга является сбор информации для анализа соблюдения прав военнослужащих, проведение встреч с военнослужащими на местах, а также руководством войсковых частей. По итогам мониторингов будет подготовлен специальный доклад с соответствующими рекомендациями, который будет направлен в Жогорку Кенеш.
Напомним, что в состав рабочей группы входят сотрудники Института Омбудсмена, Генеральной прокуратуры, Министерства здравоохранения и Национального центра по предупреждению пыток, а также представители Республиканского Комитета матерей военнослужащих, общественных объединений “Гражданский Союз”, “Коалиция против пыток”, Общественного фонда “Кылым шамы”
11 января 2022 года вследствии внезапного и резкого самопроизвольного движения кабины лифта, установленного в 9-ти этажном доме микрорайона «Улан», металлическая конструкция лифта крепко сдавила и прижала к верхнему косяку голову и грудную часть тела гр-на К.Б.А., который с целью спуститься вниз заходил в лифт с ребенком в коляске. К.Б.А., от полученных травм вскоре скончался на месте.
4 августа 2022 года в Министерстве образования и науки Кыргызской Республики проведен курглый стол на тему “Интеграции детей репатриированных из Ирака”. На круглом столе принимали участие заместитель Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республике А.С. Колопов заместитель МОиН КР Мамбетакунова У.Э. руководитель отдела образования ЮНИСЕФ в Кыргызстане Томои Сонода и выступили с приветственными словами.
Сегодня, 24 августа, в офисе Омбудсмена заместитель Омбудсмена Альберт Колопов встретился с исполняющим обязанности заместителя главы миссии США Кристианом Муром и советником отдела политической экономики посольства США Рейной Фарнсуорт.
В период с 1 по 12 августа 2022 года сотрудниками Аппарата Омбудсмена Кыргызской Республики при поддержке Управления Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности (УНПООН) в рамках пилотного проекта проведен внешний мониторинг территориальных органов пробации по соблюдению прав и свобод клиентов пробации.