
Акыйкатчы (омбудсмен) КР Атыр Абдрахматова в 2022 году приняла 1 056 граждан(личный прием), а заместитель омбудсмена Альберт Колопов — 531 гражданина.
90% человек, которые пришли на личный прием к акыйкатчы, сразу же получили ответы на интересующие их вопросы — это является основным показателем результативности действий.
Омбудсмен уделяет особое внимание личному приему граждан.
Личные приемы проводились каждую неделю в Центральном аппарате омбудсмена, а также во время поездок в регионы страны и закрытые учреждения.
В целом статистика заявлений свидетельствует о необходимости существования Института омбудсмена, о доверии, о вере и возможности с помощью данного органа восстановить нарушенные гражданские права или получить квалифицированную консультацию.
Обращения, поступившие на имя омбудсмена за 2022 год
За 2022 год на имя омбудсмена от граждан поступило 3690 письменных обращений из них 2090 (56,6%) были получены в Центральном аппарате, остальные — в территориальных представительствах. В указанный период число лично обратившихся граждан составило 8273 человека. Необходимо отметить, что на данный момент разрабатывается система регистрации устного консультирования граждан по телефону и оценки его качества.
С 4583 обратившимися в центральный офис омбудсмена и его региональные представительства была проведена устная консультация. А 1130 человек были на личном приеме у омбудсмена. На приеме у заместителей омбудсмена побывало 531 граждан.
Как показал анализ за 2022 год 76.6% заявлений были поданы лично гражданами, 18, 2% — посредством почты, 2,3 % — через WhatsApp, 1, 9% — электронной почтой, 0.6% – через факсимильную связь , 1,1% – были получены во время поездки омбудсмена по регионам.
Как показывают итоги рассмотрения обращений, 35,5% запросов заявителей удовлетворены (проведение мониторинга на судебных заседаниях), а количество решенных вопросов в пользу заявителей составило 7,6%, по 56,9% даны пояснения: они были проинформированы, в какие органы следует обращаться в тех или иных случаях. По ходатайству заявителя сотрудники Института омбудсмена выежали на места, где было рассмотрено 1019 обращений, это составило 27,6% от общего числа заявлений граждан.
За 2022 год в общественную приемную Центрального аппарата Оомбудсмена обратились 2 396 человек. Во всех случаях гражданам были даны консультации правового характера, в необходимых случаях были взяты заявления.
На личном приеме устанавливались правоотношения, их тип и характер, уточнялся уровень правового нарушения, определялись меры оказания помощи при восстановлении нарушенных прав граждан. Многие дела, которые были рассмотрены в деятельности общественной приемной, решались там же — посредством телефонных звонков ответственным лицам других государственных органов.
Онлайн-прием
В целях содействия защите прав граждан, делая работу Института омбудсмена доступной, омбудсмен Абдырахманова внесла способ онлайн-приема граждан с регионов, а также граждан, входящих в уязвимые слои общества.
Так как в большинстве случаев группы, входящие в уязвимые слои общества, которые проживают в отдаленных регионах не могут приехать в столицу для защиты своих прав. Чтобы люди не теряли драгоценное время и сроки защиты своих прав пока добираются до Бишкека, также учитывая, что интернет доступен большинству населения, открылась возможность внедрения онлайн-приема населения. Это создает условия для реализации прав человека в любых условиях.
Онлайн-встреча Института омбудсмена была организована посредством объявления через женщин-депутатов местных кенешей в соответствующих регионах. Онлайн-прием граждан впервые применяется в работе государственных органов.
29 апреля 2022 года омбудсмен провела прием граждан Чуйской области в онлайн-режиме. Онлайн-приемную посетили 29 человек с таких городов как Токмак, Кара-Балта, Кемин, Шопоков, а также из села имени Н. Крупской Чуйской области. Помимо этого для порядка 40 жителей жимассива «Панорама» Аламудунского района была организована онлайн-встреча.
27 мая 2022 года омбудсмен приняла в онлайн-приемной жителей Джалал-Абадской области. В онлайн-конференции участвовали 43 гражданина. Из них:
Содержание обращений было следующее:
По указанным обращениям была дана оперативная юридическая помощь, некоторые заявления по обращениям были взяты в производство.
Вакансии
На сегодня в институте свободные вакансии рассчитаны для лиц с инвалидностью и этнических меньшинств согласно международным нормам по парижскому принципу. Также 10 вакансий рассчитаны для представительств Института омбудсмена, которые планируется открыть в случае такого решения Жогорку Кенеша.
Командировки
Всего за 2022 год акыйкатчы была семь раз в заграничных командировках в шести странах, где представляла Кыргызстан в качестве главы национального правозащитного учреждения.
Так, акыйкатчы была в командировках в России, Узбекистане, Турции, Дании, Азербайджане, Польше. Из бюджета на поездки не были потрачены средства.
Из бюджета была оплачен лишь билет из Ташкента в Бишкек, так как вылет был срочным и не запланирован заранее.
Внутренние командировки
за счёт средств бюджета: Ошская область (гг. Ош, Кара-Суу, Ноокат), Жалал-Абадская область (с. Сузак), Иссык-Кульская область.
за счёт средств международных партнёров:
дважды выезд в Баткенскую область (все районы), Ошская область.
В сельской управе Кыз-Моло Московского района Чуйской области мать-одиночка с тремя малолетними детьми и пожилой матерью вынуждена жить в кошаре. Об этом стало известно во время посещения Чуйской области акыйкатчы (омбудсменом) Атыр Абрахматовой.
Отметим, акыйкатчы с сотрудниками Института омбудсмена проводит мониторинг условий жизни этнических кыргызов, переселившихся из соседних стран в Чуйскую область. Также Абдрахматова проводит встречу с гражданами.
В здании сельской управы прошла встреча акыйкатчы с переселенцами. Одна из женщин рассказала об условиях жизни своей сестры — их семья переселилась из Узбекистана. Все члены семьи получили паспорта граждан Кыргызстана. Но вопреки этому сестра не получает пособия на детей, хотя у нее нет жилья и трое малолетних детей. Поэтому она вместе с детьми вынуждена жить в кошаре. Но и оттуда их попросили съехать осенью.
Акыйкатчы вместе с представителями государственных органов и главой айыл окмоту сразу же поехали в кошару.
На месте акыйкатчы лично ознакомилась с тяжёлыми условиями жизни семьи.
Пособие на детей мать-одиночка не может добиться уже более семи лет. Семье местные органы власти не помогают. Женщина вынуждена ежедневно оставлять детей своей пожилой матери, а сама работает в Бишкеке. Каждое утро уезжает на работу и вечером возвращается домой.
Акыйкатчы потребовала от местных органов власти обеспечить права детей и женщины на получение пособия и оказания социальной помощи уязвимой семье.
Примечательно, семья проживает в кошаре недалеко от айыл окмоту.
Представители местных органов в оправдание ссылалась на бюрократические нормы для получения пособия. По их словам, женщина не обращалась к ним за помощью.
При этом бабушка семьи рассказала акыйкатчы, что обращалась к главе айыл окмоту и просила предоставить землю в аренду для засева пшеницей весной. Однако в этом ей отказали.
Глава айыл окмоту подтвердил, что такое обращение было, но землю в аренду айыл окмоту выдать не может.
Акыйкатчы призывает кабинет министров обеспечить право уязвимых слоев населения на получение поддержки социально уязвимых групп.
«Право на получение социального пособия принадлежит конкретному ребенку. Кабинет министров обязан обеспечить неукоснительное исполнение конституционной гарантии государственной поддержки социально незащищенных граждан».